Хантыйская Литература
(от истоков до современности)
Первые оригинальные произведения писателей опубликованы в конце 1930-х, Вскоре появились отдельные издания В литературе ханты много черт, схожих с чертами других литератур коренных младописьменных народов Севера Западной Сибири (мансийской, ненецкой). Одна из них — опора литераторов на традиции национальной мифологии и фольклора. Своеобразие хантыйской мифологии и фольклора во многом определяет самобытность творчества писателей. Одни литераторы непосредственно обращены к дописьменному наследию народов, пытаясь его зафиксировать в слове и тем самым сохранить для потомков (сказки Г. Лазарева и Т. Чучелиной, сказки и стихи М. Вагатовой, сказки и легенды Р. Ругина). Другие ищут пути соединения этого опыта с современными реалиями и ценностями, поэтому способы его ввода в структуру текстов требуют особой культуры восприятия от читателя (Е. Айпин, П. Салтыков).
Ядром жанровой системы литературы является повесть, рассказ, малая поэтическая форма. При сохранении ядра жанровой системы очевидно обращение к новым типам построения произведения – роману («Ханты, или Звезда Утренней Зари»), книге рассказов («Время дождей») и др., драматической поэме («Пословский причал»). Расширяются тематика и проблематика, совершенствуются малые формы поэзии, осмысление исторического пути народов становится острее и интенсивнее. Появляется художник, обладающий индивидуальным стилем и собственной жанровой системой, его произведения переводятся на ведущие языки мира (Е. Айпин).
Произведения хантыйских писателей активно издаются на хантыйском, русском, финском, венгерском и др. языках, входят в антологии и хрестоматии, в школьные программы. Показателен выход книг с параллельными текстами на хантыйском и русском языках (Айпин Е. Д. В тени старого кедра. – Свердловск, 1986; Вагатова М. К. Маленький тундровый человек. – Тюмень, 1996). Хантыйские литераторы являются членами писательских организаций, академий, редколлегий журналов и газет, общественными деятелями. Их заслуги отмечены престижными премиями, их голос значим в формировании общественного мнения
в регионе и стране.
Григорий Лазарёв

(1917-1979 годы) – журналист, писатель, основоположник хантыйской литературы.

Григорий Дмитриевич Лазарев . Родился в деревне Большой Атлым Октябрьского района в семье рыбака и охотника.

В 1937 году в окружной газете были напечатаны первые стихотворения поэта-ханты. Литературные обработки народных песен и легенд он публиковал в рукописном фольклорно-этнографическом и литературно-искусствоведческом альманахе «Советский Север».

После окончания Ханты-Мансийского педагогического училища в 1938 году заведовал начальной школой. В 1939-1941 годах работал редактором национальной страницы в газете «Остяко-Вогульская правда». В 1940 году Омское областное книжное издательство выпустило в свет сборник «Хантыйская и мансийская поэзия», в котором были опубликованы и произведения Григория Дмитриевича.

С первых дней Великой Отечественной войны до 1947 года Г.Д. Лазарев служил в Советской Армии. После войны и армейской службы он окончил Высшую партийную школу, работал заместителем редактора окружной газеты «Ленинская правда» по отделу народов Крайнего Севера, первым редактором окружной газеты «Ленин пант хуват».

Его стихотворения печатались в журналах, альманахах и коллективных сборниках «На рубеже», «Советская Арктика», «Сибирские огни», включены в 200-томное издание Всемирной литературы.


Мария Вагатова
28 декабря 1936 года, Юильск
Родилась на реке Курьёх, вблиз деревни Юильск Березовского района (ныне Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа) в семье оленеводов.
Закончила Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище в 1955 году, а затем педагогический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена в 1971 году.
Преподавательскую деятельность начала учительницей начальных классов в Казымской восьмилетней школе, затем заведующей Казымским интернатом Березовского района в 1955—1968 годах. Работала в Ханты-Мансийском педагогическом училище в 1968—1971 годах. С 1971 года работала литературным работником в редакции окружной газеты «Ленинская правда» (по рекомендации Ханты-Мансийского окружного комитета КПСС), затем заместителем редактора по национальному выпуску. В 1974—1991 годах редактор окружной газеты «Ленин пант хуват». С 1991 года главный редактор окружной редакции национальных газет «Ханты Ясанг» и «Луима сэрипос»

ВОЛДИН ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ

1938 - 1971

Родился в деревене Сынг-Вар Назымского сельского совета Ханты-Мансийского автономного округа в семье рыбака-охотника. С похвальным листом окончил начальную школу, учебу продолжил в Вершинской семилетней школе.
После окончания годичных курсов Ханты-Мансийской сельскохозяйственной школы работал заведующим животноводческой фермой в колхозе «Первое мая». Отсюда его призвали в армию, но вскоре по состоянию здоровья комиссовали.
Поступил учиться в Ханты-Мансийское педагогическое училище. Во время учебы в училище начал писать стихи. Первые произведения публиковались в газете «Ленин пант хуват». Стихи писал в основном на родном языке. В 1968 году в Свердловске вышел сборник стихов на хантыйском языке «Ханты». В переводах на русский язык его стихи опубликованы в журнале «Сибирские огни», сборниках и альманахах «Поэты народов Сибири» (1967), «Братство» (1982), «Обновленная Югра» (1970), «Вам, романтики!» (1987), «Эринтур» (1996).

Микуль Иванович Шульгин
1940 - 2007
1 февраля - 70 лет со дня рождения Шульгина Микуля (Ивана) Ивановича (1940–2007), хантыйского поэта.
Родился в юртах Землянки Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Окончил среднюю школу в с. Мужи Ямало-Ненецкого округа, учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. После службы в армии работал в г. Ханты-Мансийске в окружном Доме народного творчества, затем научным сотрудником краеведческого музея, одновременно писал стихи и публиковал их в различных литературных изданиях. Автор нескольких поэтических сборников на русском и хантыйском языках. Перед выходом на пенсию работал в совхозе «Горьковский» Шурышкарского района.


Айпин

Еремей Данилович

1948- н.д.

Родился 27 июня 1948 года в семье ханты, профессионального рыбака-охотника (прадед Иван был народным целителем и духовником, его называли Шаманящим Стариком) в поселке Варьеган Сургутского (ныне Нижневартовского) района. Окончил 8 классов, потом работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве. С 1967 по 1971 годы учился в Ханты-Мансийском педагогическом училище, в это же время опубликовал свой первый рассказ «По насту» в окружной газете «Ленинская правда».
В 1971 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. Учился в семинаре прозаика Бориса Бедного. Учеба была прервана службой в Советской армии. В 1976 году защитил диплом в институте и по возвращению в город Ханты-Мансийск работал редактором окружного комитета по телевидению и радиовещанию.

Роман Ругин
1939 - 2016

Ругин Роман Прокопьевич (31 января 1939, пос. Питляр, Шурышкарский район — 9 сентября 2016) — советский и хантыйский писатель и журналист, преподаватель. Окончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. С 1972 года Р. П. Ругин — секретарь по идеологии Пуровского райкома КПСС. Затем работал директором санаторно-лесной школы № 2, корреспондентом газеты «Красный Север», преподавателем языка ханты в педучилище. Роман Прокопьевич активно занимается просветительской деятельностью, им написано три учебника для дополнительного чтения на языке ханты для учащихся 1-8 классов. С 1983 года Ругин Р. П. — член Союза писателей СССР, лауреат литературной премии Союза писателей России 1988 года.

Роман Ругин "Доброта"
Читает Мултанова Александровна

Лонгортова Зинаида Викторовна

Родилась Зинаида Викторовна Лонгортова (Хартаганова) 22 июня 1962 года в селе Кушеват Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. По национальности – ханты. Живописное селение Кушеват, расположенное на небольшом пригорке, можно увидеть через заливные протоки за три километра с большой Оби.

Татьяна Молданова
Татьяна Александровна Молданова родилась 6 июня 1951 года в деревне Юильск Березовского района. Окончила Казымскую среднюю школу в 1968 году и поступила в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена на физико-математический факультет.
После окончания института в 1974 году работала учителем физики и математики, инженером-программистом на тюменском заводе «Электрон». Затем она возвращается в Казым и начинает работать в школе. В 1982 году вместе со своими учениками она начала собирать фольклорные материалы, орнаменты, семейные родословные. Переехав в 1985 году в Ханты-Мансийск, Т.А. Молданова продолжила начатую работу, став методистом, а затем и руководителем фольклорного отдела Ханты-Мансийского окружного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы.



Историко-приключенческая драма по роману хантыйского писателя Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах». Хантыйский вестерн о казымском восстании остяков (народа ханты) в 1933 году, известном как Казымское, которое было подавлено в 1934-1935 годах Красной Армией и НКВД. Остяки восстали, чтобы изгнать красных со своих земель и жить свободно – по своим обычаям и понятиям.


Первый отряд красных был разбит восставшими, после чего сюда были направлены войска из Екатеринбурга. Оставшиеся в живых и не попавшие в плен мятежники отошли на Восток по верховьям правых притоков Оби и к Надымской тундре. За ними шли красные отряды. И там, где прошли их войска, белые снега Севера стали красными. Это были снега зимы 1933-1934 годов.

ХАНТЫЙСКАЯ СКАЗКА ИДЭ МУЛЬТФИЛЬМ

Легендарная югорчанка Мария Вагатова стала участницей музыкального российско-итальянского проекта. Сказительница сыграла главную роль в клипе Марии Матвеевой «Two».


Видео соединило в себе оперный вокал, электронную музыку и этнические элементы. Песня, прозвучавшая в нем, посвящена уникальной и чистой любви, прерванной жизненными невзгодами.
Музыкальный проект создан российской оперной певицей Марией Матвеевой и французским композитором Эриком Муке, основателем группы «Deep Forest».
Клип «Two» — это первая часть трилогии, в которой будут представлены разные регионы России. Музыкальные композиции созданы в стиле Electro World Music. Сейчас идет работа над второй и третьей частями, которые в скором времени будут представлены поклонникам музыкантов.

— Моя душа радуется, что в этот итальянско-российский проект попала песня, а вернее слова Владимира Волдина, — рассказала в тизире клипа его супруга Мария Волдина. – Божий дар, что этот творческий проект совпал с юбилеем Владимира Семеновича. В мае 2018 года ему бы исполнилось 80 лет.
Отметим, что Владимир Волдин оставил большое фольклорное наследство: тексты песен, сказок, легенд, записи на плёнках, которые хранятся в фонотеке окружного радио, а также опубликованы на языке ханты в окружной национальной газете «Ханты ясанг».
— Россия — великая страна, заново открывшая миру свои традиции в постсоветский период, — подчеркнула Мария Матвеева. — Ее богатый фольклор очень важен для творческого вдохновения.
Экспериментальное видео, в котором соединилось оперное искусство и сибирский шаманизм, можно посмотреть на сайте Марии Матвеевой: https://www.mariamatveeva.co.uk/



Список рекомендуемой литературы.



1.Айпин Е.Д. В тени старого кедра: Повести на хантыйском и русском языках.

Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986.— 256 с., ил.

2.Айпин Еремей. В ожидании первого снега PDF

Повести. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. — 144 с.

3.Айпин Еремей. В тени старого кедра PDF

Сборник рассказов на хантыйском и русском языках. — Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1981. — С. 54 - 95.

4.Айпин Еремей. Ханты, или Звезда Утренней Зари PDF

Роман. — Предисл. С. Залыгина; Художник Г. Райшев. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 334 с.:

5.Вагатова Мария. Моя песня, моя песня.

Сборник стихов, легенд и сказок. — Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во; Новое время, 2002. — 191 с

6.Енов Владимир. Сказы рода правдивых людей: мифологические сказки по мотивам хантыйского народного фольклора PDF

[иллюстрации Николая Носкова ; фото Павла Черкашина]. — Ханты-Мансийск : Новости Югры, 2012. — 120 с

Made on
Tilda