Джанаева С.Т.
Герасименко Н.П.
Поэма К.Л.Хетагурова "Фатима"
Энциклопедия кавказской жизни
Творческое наследие основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя, художника-живописца и скульптора К.Л. Хетагурова (15.10.1859-19.03.1906) - тот благодатный материал, освоив который учащиеся приобретают ценностные ориентиры, впоследствии у них развивается интерес к литературе народов России, формируется их национальное самосознание, патриотизм, воспитывается чувство гордости за приобщение к великому осетинскому слову Коста.

Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,
Вселенная — отечество мое.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом....


Каково значение имени Константин, Коста?
Это значит, постоянный, стойкий
Имя Коста не умерло, оно живет до сих пор.… И будет жить….
В созвездии Дракона 15 октября 1999 года появилась звезда,
названная именем Коста.
По мнению исследователей жизни и творчества осетинского поэта и просветителя, это в полной мере отражает масштаб его личности.
Древние народы придавали большое значение имени. Они считали, что от удачного выбора имени зависит судьба человека.
Возможно, поэтому Коста не случайно дал такие имена своим героям поэмы "Фатима"
Он воспользовался уже известным нам литературным приёмом «говорящие имена и фамилии».
Сегодня разберемся в именах героев, сравним произведение А.С. Пушкина "Евгений Онегин", поэму К.Л. Хетагурова "Фатима", совершим обряд наречения имени сыну героини, поговорим о том, почему поэму К.Л.Хетагурова можно считать энциклопедией кавказской жизни", равно как принято считать поэму "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни.
Итак, поехали!

Осетинские пословицы*
Обряд наречения имени у осетин (по поэме К.Л.Хетагурова "Фатима")
Проводим на мастер-классе
"Между любовью и честью, или Проблема выбора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и поэме К.Л. Хетагурова "Фатима".
Поэма Коста Хетагурова. «Фатима» написана в жанре лиро-эпической поэмы. Впервые поэма опубликована в газете «Северный Кавказ» с подписью: Коста. Поэма «Фатима» написана в конце 80-х годов XIX века и отражает события
50-70-х годов, связанные со сближением Северного Кавказа с Россией в результате завершения Кавказской войны.
Коста обращается к сравнительно недавнему прошлому в поисках истоков и причин тех процессов, свидетелями которых он являлся и желал понять, к чему они могут привести родной народ в грядущем.
Отсюда столь драматический накал борьбы различных мировоззрений, различных этических систем в «Фатиме»: как и прежде, речь идет о «веке минувшем» и «веке нынешнем», о патриархальных адатах и стихийном гуманизме народа...
Судьба ставит героиню повести "Фатима" перед выбором: Джамбулат или Ибрагим? И конечно же, героиня выбирает того, кому дала обет верности, точно так же, как и Татьяна, которая "другому отдана и будет век ему верна"
Перед вами фильм по одноименному произведению осетинского писателя К.Л.Хетагурова "Фатима".
Режиссер и сценарист Семён (Сико) Долидзе
Актёры: Тамара Кокова, Владимир Тхапсаев, Отар Мегвинетухуцеси, Гиули Чохонелидзе, Меги Цулукидзе, Иван Русинов, Акакий Васадзе, Дмитрий Мамиев, Давид Сохадзе, Екатерина (Цаца) Амиреджиби, Эсма Цховребова

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

В судьбу удочеренной князем Наибом черкесской девочки Фатимы, впоследствии помолвленной с родным сыном князя Джамбулатом, вмешивается война, на которой жених пропадает без вести.
Героиня много лет хранила данный ему обет верности.
По законам Магомета, девушке нельзя долго оставаться дома, и Наиб, отчаявшись в тщетном ожидании сына, предлагает Фатиме дать согласие кому-нибудь из «лихих князей и узденей».
Героиня соглашается нарушить данный обет лишь вступлением в брак с бедняком Ибрагимом. Фатима находит «отраду и покой… в труде облитом потом и кровью, согретом правдой и любовью»
Фатима понимает, что по законам Магомета отец может «отдать ее кому желает». Но она считает это право бесправием, несправедливостью
Автор идет от этической оценки поступка героини к рассуждениям о нравственном дерзании Фатимы и оправданию ее морального выбора.
Она не поддается своим чувствам, остается с нелюбимым, но очень уважаемым ею человеком.
Слова о труде, правде и любви, человечности, о началах жизни бедного горца – это глубокое убеждение Фатимы, в чем и ее величие. Об этом она заявляет как в разговоре с отцом, так и спустя пять лет, в объяснении с вернувшимся Джамбулатом:
Мне не легка была свобода
Такого выбора, поверь,
Но все ж я счастлива теперь…
Я не ропщу… нарушив клятвы,
Дала я верности обет…
Кормлюсь плодом нелегкой жатвы,
– Где труд – там преступленья нет
Не видя больше другого выходя, Джамбулат убивает мужа Фатимы.
Фатима сходит с ума, узнав о гибели Ибрагима. Излишняя требовательность к себе, высокий уровень притязаний к своей личности делают ее уязвимой, и поэтому произведение заканчивается на высокой ноте бесконечно одинокой женщины. Несмотря на насмешки окружающих, она остается стойкой, решительной и гордой, до конца верной своему долгу матери и супруги, бросая тем самым решительный вызов обществу.
К. Л. Хетагуров, стремясь понять назначение человека на Земле, пытается разрешить эту проблему в поэме «Фатима», беря за основу социально значимые проблемы – свободы, добра и зла, счастья и любви.
Героиня верна законам адата, также, как и Татьяна. Как созвучны героини!
Татьяна и Фатима не могли сделать несчастными тех, кто их любил, с кем они сами связали свою судьбу. Поэтому их выбор – честь, своя и того, с кем жизнь связали. Они обе добродетельные.
СЦЕНА ИЗ ФИЛЬМА "ФАТИМА"

Уймись, глупец!
Я не отдам честь матери на поруганье...
Литературоведы называют роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни 19 века.
Имеем ли мы право назвать повесть Коста Хетагурова – энциклопедией кавказской жизни? Да, конечно!
В основе сюжетов произведений Коста лежат острые социальные конфликты, борьба против адатов и обычаев старины, носителями которых в поэме являются Наиб и Джамболат. Им противопоставляются представители трудового народа Фатима и Ибрагим. Феодальная знать держит народ в повиновении и ради своих целей не останавливается даже перед преступлениями. Так, Джамболат, сын феодала Наиба, убивает Ибрагима, чтобы завладеть Фатимой. Фатима сходит с ума, а её осиротевшего сына увозит в город заезжий инженер. Таков облик горской знати, вызывающей неприятие у читателей. А лучшие человеческие черты, присущие горцам, поэт показывает на примерах представителей простого народа. Это и честность, и трудолюбие, а также гостеприимство, верность в любви и уважении к другим. Особо хочется отметить, как описано гостеприимство в первой главе поэмы «Фатима». По обычаям предков гость у кавказских народов пользуется всеми правами гостеприимства, если даже является кровником, обязательства гостеприимства примиряли даже кровников:
Встречая здесь приём радушный
Досуг тревоги боевой
Беседе отдаёт живой
Адату родины послушны
Храня обычай старины
Кавказа верные сыны.
Будь кровники – без злобы тайной
По возрасту, по праву лет
Здесь делят ужин и обед.
Тема гостеприимства позволяет вникнуть в тонкости традиционного обхождения у осетин. В частности, в соответствии со сложившимися моральными убеждениями гость обязан вежливо отклонить приглашение в дом, в котором на момент приглашения отсутствует мужчина.
Коста Хетагуров в поэме показывает скромность и сдержанность взаимоотношений молодых людей – девушек и юношей:
Сюда на праздник годовой
Идут красавицы аула
И водят танец круговой.
Здесь много юношей взгрустнуло,
Читая строгий приговор
Во взглядах девы… здесь немало
Горянок шёпоту внимало,
Стыдливо потупляя взор.
Черты национального характера горянки показаны в образе Фатимы, считающей, что своё счастье найдёт в любви, в честном труде. Но она понимает, что по обычаям должна подчиниться воле отца, решившего выдать её замуж. Коста подчёркивает её скромность, в особенности, с незнакомым мужчиной: Она, казалось, овладела
Собою, но очей поднять не смела.
Установки, регулирующие взаимоотношения родителей и детей, Коста очень колоритно представляет в данной поэме.
Повесть показывает, что нет непереходимых границ, каждая вера учит и призывает к добру. Произведение Коста объединяет, консолидирует.
Творчество Коста Хетагурова одно из самых замечательных явлений в истории литературы осетинского народа. Вдохновенный поэт и неутомимый просветитель, художник-живописец и боевой публицист, прозаик и этнограф, он стоит в ряду крупнейших представителей революционной демократии.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА БЫЛА ДОСТИГНУТА.
МЫ ДОКАЗАЛИ, ЧТО ПОЭМА К.Л. ХЕТАГУРОВА "ФАТИМА" - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАВКАЗСКОЙ ЖИЗНИ.


Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

Россия — страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

Россия - великая многонациональная страна и

наш общий дом.

«Язык народа есть дух народа», а литература как искусство слова в наибольшей степени раскрывает духовные ценности каждого народа.

Made on
Tilda