Наумова Дарья
Барышев Глеб
Башкирская Литература
Откройте для себя новый мир Башкирской литературы. Узнайте больше о ее истории, культуре и вдохновитесь невероятно талантливыми писателями этого народа!
Почему наша работа важна?
.
Земли Башкортостана способны поразить любого человека, который впервые окажется здесь. Башкирский народ всегда славился своей мудростью. Наверное, именно поэтому здесь появилось так много писателей и поэтов, произведения которых до сих пор удивляют потомков и не забыты ими. Мы считаем, что каждый житель нашей России должен знать о заслугах своих народов, знать их культуру, традиции и национальные особенности. Легче всего познакомиться с этим через литературу!

Что вы найдете в нашей статье?

1.Историю Башкирской литературы

2.Перечень значимых писателей

3.Рекомендательный список произведений для чтения

4.И еще много чего интересного

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

История становления Башкирской литературы очень обширна и корнями восходит к устному народному творчеству башкир.


Устное народное творчество


Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни(обрядовые, эпические и лирические).


Башкирский эпос зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма.В начале XX в. были зафиксированы бытовавшие среди башкир крупные произведения с оригинальными сюжетами:«Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу».
Они отражают представления башкир о мироздании, о жизни и смерти, добре и зле.
Урал-батыр,победивший смерть, является одним из величественных образов башкирского фольклора.


Сказания «Алдар и Зухра», «Кусяк-бий» ратуют за объединение разрозненных племен, зовут к единению, чтобы совместными усилиями защитить и отстоять независимость общей родины от иноземных захватчиков. Они осуждают межплеменные распри и захватнические войны, призывают к миру и согласию между народами, между человеком и природой.
Многовековая борьба башкир против золотоордынских ханов отражена в эпических сказаниях «Идукай и Мурадым», «Мэрген и Маянхылу». Наполнены глубоким содержанием сюжеты, в которых повествуется о борьбе башкирских племен против угнетения и произвола казанских и ногайских ханов . Для этого периода характерно усиление социально-исторических мотивов. Тема защиты Родины, избавления народа и страны от завоевателей становится главной. Действия эпических героев направлены уже не на преодоление мифических сил, а преимущественно на борьбу с иноземными поработителями.
Древнейшей частью башкирского фольклора являются космогонические и этнологические легенды.
Кроме эпосов, легенд, преданий, сказок, загадок, пословиц, башкирский фольклор включает в себя песни,кулямасы, байты.

Письменное наследие прошлого и этапы развитии башкирской литературы


Ранние этапы письменного художественного слова башкирского народа протекали под влиянием культуры Волжской Булгарии. Вполне правомерно предполагать, что башкиры посещали ее города, жили в них, обучались, знакомились с литературой, распространяли ее среди соплеменников. Да и булгары, особенно духовные и торговые люди, способствовали распространению литературы среди башкир. Однако башкиры не только читали сами, а участвовали в создании литературы булгарской эпохи. Об этом свидетельствуют башкирские легенды и предания, дошедшие до нас в устной и письменной форме.
Характерным образцом литературы булгарского периода,является созданная в XIII в. романтическая поэма «Кисса-и Юсуф» Кул Гали, посвященная поиску справедливого общества,показу чистой, беззаветной любви. Она несет общечеловеческие, гуманистические идеи борьбы добра и зла, характеризуется религиозно-дидактическим толкованием событий, традиционным сюжетом, устойчивыми формами образности и стилистики
В XIII-XIV вв. на обширной территории Золотой Орды развивалась так называемая кыпчакская (тюркская) литература. Ее памятники были общими для башкир, узбеков, казахов, ногайцев, татар и других тюркоязычных народов. Связующим их звеном был не только язык, но и религия ислам, которая определяла характер мусульманской культуры.
Такие дастаны как «Хосров и Ширин» Кутби, «Жумжума султан» Катиба, «Мухаббатнаме» Хорезми,и др. произведения являются общим наследием этих народов.
Как в булгарский и золотоордынский периоды, так и в период Казанского ханства и Ногайской Орды в Урало-Поволжье проникала арабская и персидская литература. Поэты Урало-Поволжья подражали восточной литературе, использовали ее отдельные сюжеты и мотивы. Путем вольного перевода были созданы местные варианты восточных произведений «Камила и Димна», «Бахтиар-наме», «Сорок везиров» и др.
После присоединения к Русскому государству в башкирской литературе начинает развиваться национальная тематика, укрепляется связь с фольклором. В жанровом плане особое место стали занимать шэжэре (хроники родов) и таварихи (историко-литературные произведения). Из таварихов наиболее известными являются «Чингизнаме», «Таварихи баш корт», «Последний из Сартаева рода»
В конце первой половины XIX в. распространилась суфийская поэзия. Видными ее представителями являются башкирские поэты - Т.Ялсыгул аль-Башкорди, Г.Усман, М.Кутуш Кыпсаки,.В этот период творил известный последователь философии суфизма, ученый, религиозный деятель 3 .Расулев.
Зайнулла Расулев

После Октябрьской революции в башкирской литературе появилось два направления: национально-патриотическое, ратующее за башкирскую автономию, за самостоятельное развитие национальной культуры и революционно-демократическое, борющееся за власть Советов. Известным представителем первого направления был Ш .Бабич.
В 1920 году после разгона большевиками Башкирского правительства литература национально-патриотического направления перестала существовать. А революционно-демократическая литература получила дальнейшее развитие. Получили развитие почти все жанры литературы. В 20-х годах появились прозаические произведения М.Гафури, А.Тагирова, И.Насыри, стихи и поэмы Д.Юлтыя, С.Кудаша, Т.Янаби, драмы Х.Ибрагимова, М.Бурангулова.

В литературе 30-х годов темы революционной борьбы, социалистического переустройства жизни выходят на первый план. В эти годы появляются поэмы Б.Бикбая, Б.Ишемгула, Р.Нигмати,
САЙФИ КУДАШ.
А я вот скоро сорок лет,
Ношу в себе все муки слова.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
А я всю жизнь в себе ношу,
Свои страдания и муки,
Когда стихи свои пишу
Сгорая от тоски и скуки.
И вдруг зажёгся яркий свет,
Ко мне спустилось вдохновенье,
И измочаленный поэт,
Спешит писать стихотворенье.
Плыву по морю без ветрил,
Ищу в волнах свою надежду,
Я жизнь свою распотрошил,
Чтобы зажить любовью прежней.
А я всю жизнь в борьбе искал,
Слова любви, слова отрады,
Но всё равно не понимал,
Что проходил все муки ада.
И мысль летела к небесам
И возвращалась наказаньем,
И всем написанным стихам,
Летело слово, подражанье.

Великая Отечественная война изменила тематику башкирской литературы. Многие писатели, во-первых, ушли на фронт.Оставшиеся писатели, наряду с традиционными темами довоенных лет, приступили к созданию очерков, новелл, рассказов о войне, ее героях. Появляются и исторические произведения, воспевающие мужество и героизм башкир в войнах прошлых лет
В послевоенные годы начинается новый этап в развитии башкирской литературы. Во-первых, в литературу приходит новое пополнение, прошедшее войну. Это такие писатели, как М.Карим, Н. Наджми, X.Гиляжев и многие другие.Они приносят в литературу новые темы, новые проблемы. Во-вторых, в литературу пришла талантливая молодежь. Это такие поэты, как Р.Гарипов, Р.Сафин, А.Игебаев.
В 60-70 годах получает дальнейшее развитие драматургия. Наиболее известными являются трагедии М.Карима «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей»
В 50-70 годы появляются монументальные произведения эпического жанра. Это известные романы З.Биишевой («Униженные», «У большого Ика», «Емеш»), Я.Хамматова («Золото собирается крупицами», «Акман-тукман», «Грозовое лето»), Х.Давлетшиной «Иргиз».

Лучшие традиции башкирской литературы прошлых лет продолжают


современные писатели и поэты. В произведениях М.Карима, Р.Султангареева,


Г.Хусаинова, Т.Сагитова, Н.Мусина, Г.Хисамова и других, написанных в


последние годы, делается попытка осмыслить и оценить современность, ее


проблемы и героев.












ПИСАТЕЛИ
БАШКОРТОСТАНА
Башкирские писатели внесли огромный вклад в развитие культуры не только своей страны, но и соседних, в том числе и России. Поэтому они до сих пор считаются примером того, как свою энергию и талант направить на благо родной земли.
I
Акмулла
Башкирские писатели и поэты могут по праву гордиться тем, что этот человек входит в их ряды, ведь уроки нравственности, который он смог донести своим потомкам, прославили его как «всеобщее достояние человека». Несмотря на то, что поэт жил в далеком XIX веке, его творчество актуально и сейчас. Его считают не только поэтом, но и классиком, и просветителем.Достоверных сведений о жизни этого человека практически нет. Все, что сейчас известно, больше относится к разряду легенд и рассказов. Принято считать, что всю свою сознательную жизнь поэт путешествовал по родной стране, не уставая при этом сочинять стихи. Главные мотивы его творчества – это социальное неравенство, которое существовало между простым народом и баями. Одним из путей решения этой проблемы поэт видел в том, чтобы дать народу образование. Наверное, именно благодаря этой идее он начал преподавать детям. Образ жизни писателя, и то, что его стихи предназначались для устного исполнения, привели к тому, что это творческое наследие практически утеряно. Одно из немногих стихотворений, которое сохранилось до наших дней, было написано поэтом в тюрьме, куда он предположительно попал за уклонение от воинской службы. «Место мое – в зиндане» отличается особой емкостью в социальном плане.
Мустай Карим
Еще одна яркая звезда, которой может похвастаться башкирская литература, – это Мустафа Сафич Каримов, известный среди своих почитателей как Мустай Карим. Он родился вначале XX века, и эти тяжелые времена, несомненно, наложили отпечаток на его творчество. То, что Мустай Карим сможет занять почетное место среди писателей Башкортостана, стало понятно еще тогда, когда мальчику исполнилось 16 лет. Именно в тот период вышла его первая публикация, после которой стало понятно, что башкирские писатели могут пополнить свои ряды новым алмазом, как назвали его тогда критики. Активная гражданская позиция сделала из поэта настоящий пример, следовать которому пытались многие люди. Одним из способов выразить свою любовь к родине и стране стала поэзия. Она отличалась изобилием философских мыслей и идей, главная из которых заключалась в том, чтобы ценить свое государство и друг друга. Многие выказывали поддержку такой гражданской позиции поэта, считая её единственно верной.

Зайнаб Биишева
Башкирские писатели имеют в своих рядах не только известных мужчин, но и женщин. Одной из них была Зайнаб Биишева. Наверное, то, что девочка рано потеряла мать, а в подростковом возрасте – и отца, стало одной из причин, почему Зайнаб решила высказывать свои мысли на бумаге. Несомненно, этому способствовала и ее семья, которую на то время можно было отнести к интеллигенции. Её отец являлся муллой и учил деревенских детей, брат знал много иностранных языков, поэтому и сама Зайнаб не могла остаться в стороне. Талант писательницы больше всего раскрылся после Великой Отечественной войны. Зайнаб владела как прозой, так и поэзией, и всего из-под её пера вышло более 60 книг. Кроме того, Зайнаб Биишева активно занималась переводом с родного башкирского языка на русский. Они предназначались как для взрослых, так и для детей, и были выполнены на профессиональном уровне.
Мажит
В последние годы XIX века башкирские писатели пополнили свои ряды ещё одним молодым дарованием. Им стал Мажит Гафури. На его творчество, как это часто бывает, повлияли трагические обстоятельства. Мажит рано потерял родителей, поэтому, чтобы иметь возможность жить и учиться, ему пришлось работать на богатых. Перо писателя было нацелено на свержение царизма. Он сыграет огромную роль как творческий зачинатель башкирской и татарской литературы. Из-под его пера выходили легенды, поэмы, рассказы, пьесы, драмы, либретто к опере, стихи для детей.
Семь книг писателей из Башкирии, которые стоило бы прочесть каждому
Национальная литература Башкирии для многих осталась незамеченной. Однако этот край богат талантливыми авторами: они писали на философские, житейские темы, близкие людям. Мы собрали семь наиболее ярких по нашему мнению произведений писателей из Башкирии, которые вам обязательно стоит прочитать.
1.Хадия Давлетшина
«Иргиз»

Роман-эпопея стал самым главным произведением в недолгой жизни писательницы – после того как она начала над ним работать, автора отправили в ссылку, где ей было запрещено писать. Однако, несмотря на запрет, Давлетшина завершила свой роман, издания которого она так и не увидела: книга была издана после смерти писательницы. В произведении «Иргиз» повествуется о жизни башкирского народа в первой четверти прошлого столетия. Автор феодальному миру Ниязгола и его друзей противопоставляет мир бедноты, находящейся в извечной кабале у баев и русских богатеев. Яркий представитель бедняков – батрак Айбулат, ставший активным борцом за утверждение в Башкирии Советской власти.
Мы думаем, что этот роман достоин вашего внимания. Он очень красочно описывает быт и жизнь простых людей в декорациях становления власти советов. История о переломная эпохе. Захватит дух любого читателя.


2.Мажит Гафури «Черноликие»

Автор описывает реальные события, свидетелем которых был он сам. Главные герои повести – красавица Галима и ее возлюбленный, деревенский юноша Закир. Взрослые против их отношений, и влюбленные тайком сбегают на свидание. Молодых людей обвинили в нарушении законов шариата и вероотступничестве, публично осудили. Закир уехал в город, чтобы избежать позора, а Галима от переживаний сошла с ума и утонула в проруби. В СССР произведение Гафури использовали в целях пропаганды атеизма.
Эта повесть рассказывает о том, почему нам надо стремится к знаниям и зачем нам нужно уходить от устарелого и тянуться к прекрасному. В этом произведении каждый найдет себя.


3.Галимжан Ибрагимов, «Люди»

В 1923 году было опубликовано одно из самых острых произведений автора. Книга посвящена голоду, бушевавшему в Поволжье в 1921 году. Читатели смогут узнать о самых темных, ужасающих поступках, которые совершали люди, дошедшие «до ручки» из-за ужасного голода. Писатель рассказал об этом кошмаре с такой точностью, словно хотел предостеречь общество от повторения такой истории. Чувство голода способно разрушить моральные нормы, и у людей обнаруживается способность перешагнуть все черты при безвыходных обстоятельствах.
Мы рекомендуем вам эту повесть, т к она не способна оставить читателя равнодушным. Прочитав это произведение вы гораздо больше поймете о человеческой натуре.


4.Зайнаб Биишева, трилогия «К свету» («История одной жизни»)

Трилогия, состоящая из романов «Униженные», «У большого Ика» («Пробуждение»), «Емеш», – итог долголетнего творческого труда и глубоких раздумий писательницы «о времени, о жизни». В центре произведений судьба башкирского народа в переломные моменты: в годы перед Первой мировой войной, Гражданской войной, коллективизацией. Главной героиней трилогии, объединяющей основные сюжетные линии, является Гульемеш (Емеш). В этом образе заключены автобиографические черты, но в то же время Зайнаб Биишева сумела показать в нем типичные качества башкирских женщин — их мужество, стойкость, силу духа, поэтичность.
Трилогия поможет вам глубже окунуться историю Башкирии, проникнуться историей ее народа, а так узнать кто она и на что способна- башкирская женщина


5.Путешествие в страну сказки: башкирские народные сказки
сост. Р. М. Зайтунова
В книгу вошли популярные башкирские народные сказки. Эти сказки завораживают своей простотой, таинственностью и мудростью. В них выражены народные представления о добре и зле, прославляются уважительное отношение к родителям, к старшим, любовь и дружба, трудолюбие и упорство. Осуждается жадность, лень, неблагодарность, трусость.
Что как не сказки помогут узнать культуру,обычаи и традиции Башкирского народа.Мы рекомендуем этот сборник не только детям но и взрослым. Никогда не поздно окунуться в детство!


Интерпретация произведений Башкирской литературы в разных видах искусства
Литература этого народа вдохновляет не только читателей, но и культурных деятелей. Именно благодаря им на свет рождаются театральные постановки, фильмы, мультфильмы, и картины написанные по мотивам башкирской литературы.
Долгое-долгое детство
2003
Русское название: Долгое-долгое детство
Оригинальное название: Оҙон-оҙаҡ бала саҡ
Жанр: драма
Режиссёр: Булат Юсупов
Продюсер: Раис Исмагилов
Сценарист: Магафур Тимербулатов, Булат Юсупов

Экранизация одноименной автобиографической повести башкирского писателя Мустая Карима. Фильм участвовал в конкурсной программе кинофестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар» в Казани в 2006 г. Краткое содержание Главный герой фильма по прозвищу Пупок — мальчик из башкирского аула, чье детство пришлось на 1920-е годы. Фильм рассказывает о мире его детства: о семейном укладе, жизни села, традиционном башкирском обществе той эпохи, о судьбах людей, чья жизнь пришлась на трудное время. Взрослея, главный герой проходит через Великую Отечественную войну. Фильм рассказывает о трудном пути становления его характера и том, как главный герой становится писателем, избрав путь служения своему народу.
Долгое долгое детство
Узнайте больше о великом Башкирском писателе
А.Абушахманов, Ш.Гильманова по повести М.Гафури

ЧЕРНОЛИКИЕ



Спектакль - Номинант Всероссийской национальной театральной премии-фестиваля «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» (Айрат Абушахманов), «Лучшая женская роль» (Гульнара Казакбаева), «Лучшая работа художника» (Альберт Нестеров), обладатель премии в номинации «Лучшая работа художника по костюму» (Альберт Нестеров).
Участник Международного фестиваля тюркоязычных театров «Науруз», (г. Казань, Республика Татарстан), 2015 г.


Черноликие
уРАл Батыр

живопись художника Нагаева Рамиля
2003 г.
ВЫСТАВЛЯЕТСЯ В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ
"ЗАЛ ИСКУССТВА"
кАРТИНА НАПИСАНА ПО МОТИВАМ ОДНОИМЕННОГО БАШКИРСКОГО ЭПОСА
Сценарная заявка на фильм по рассказу Мустая Карима «Белое чудо».
«Жили два друга
Наставник: преподаватель студии «Литературная тропа» МАОУ ДО «Суксунской детской школы искусств» Петровских Елена Александровна.
Автор: Екатерина Суслова

Я выросла среди книг, в нашем доме много стеллажей, уставленных самыми разными изданиями. Моя мама работает в библиотеке, она часто приносит домой читать новые книги, которых у нас нет. В библиотеке нашей семьи особое место отводится литературным журналам - «Новому миру», «Иностранной литературе», «Октябрю», «Дружбе народов». Время от времени в районной библиотеке журналы списывали, их ждала незавидная судьба. Моя самоотверженная мама, спасая издания от верной гибели, приносила их домой. Журналы обретали покой на полках старенького книжного шкафа. Как – то, перебирая подшивки прошлых лет журнала «Дружба народов», я прочитала очень интересный рассказ башкирского писателя Мустая Карима «Белое чудо». Это трогательная история потрясла меня до слез. В ней писатель рассказывает о своем детстве, о жизни его семьи, о нелегких испытаниях, выпавших на их крестьянскую долю, о трагической судьбе его лучшего друга – белого коня Аксала. И как - то сразу представилась мне картина: далекий башкирский аул, затерявшийся среди пологих гор, в одном из деревенских домов - маленький мальчик, сидящий у окна, а на поляне перед домом пасется белоснежный гордый конь – воплощение свободы, достоинства и доброты.
Вот по этой удивительной истории я и сняла бы фильм, будь я режиссером. До глубины души меня тронула дружба между двумя главными героями – мальчиком и его лучшим другом, белоснежным конем Аксалом.
Мне нужно будет написать сценарную заявку, предложить ее продюсерам и заинтересовать их своей идеей. Название фильма, по моему мнению, должно совпадать с заглавием рассказа, ведь лучше и не скажешь – Белое чудо. В названии слышится что - то возвышенное и нежное. Жанр – семейный фильм, который был бы интересен и детям и их родителям. Итак, герои фильма:
Самат - мальчик пяти лет в начале действия, тринадцати лет в середине фильма. На роль главного героя нужно проводить кастинг среди детей пяти – шести лет и двенадцати – тринадцати лет.
Аксал - молодой белоснежный конь – четырехлетка.
Отец – Камиль, мужчина среднего возраста, актер Марат Башаров.
Младшая жена Камиля, актриса Равшана Куркова.
Старшая жена Камиля, актриса Чулпан Хаматова.
Старший сын Камиля, Муртаза, актер Вячеслав Манучаров.
Сюжет фильма.
Комната деревенского дома, раннее утро. Маленький мальчик просыпается, откидывает одеяло и подбегает к окну. Смотрит на теленка, который пасется перед домом, вдали виднеются горы, над которыми восходит солнце. К калитке на лошади подъезжает Муртаза, старший брат маленького Самата. Он слезает с седла и под уздцы ведет белую лошадь необыкновенной красоты. Светлая грива слегка развевается, стройные сильные ноги уверенно ступают по дорожке. Самат соскакивает с кровати и, несмотря на уговоры и сопротивление Старшей матери, выбегает из дома и бежит навстречу лошади. Муртаза берет Самата на руки и мальчик обнимает ее за шею, чувствуя исходящее от нее тепло. Все радуются этой встрече. Имя коня – Аксал.
Самат любуется Аксалом, когда тот, резвясь и играя, носится по полям. Мускулистый белый конь молод и красив, он словно парит над землей - настоящий крылатый конь – тулпар! Камиль, отец мальчика, считает, что конь формирует характер будущего мужчины. Подсаживает сына в седло и тот постепенно учится управлять лошадью. Конь понимает, что его наездник еще маленький, поэтому осторожно ступает по земле. Аксал и Самат понимают друг друга с полуслова, между ними завязывается дружба.
Самат каждый день заходит к Аксалу в конюшню, ухаживает за ним, расчесывает, моет, угощает. Выводит за пределы дома, садится в седло и ездит по полю, любуясь красотой родного края – рекой, синим небом, широкими просторами.
Проходит несколько лет. Самат подрос, ему исполнилось двенадцать лет и он уже отличный наездник. Как - то раз летом с друзьями едет в ночное. Поскакали с мальчишками наперегонки, парень не рассчитал, нечаянно довольно сильно хлестнул коня по крупу. Конь громко заржал, встал на задние ноги и сбросил наездника. Самат притворился мертвым, не двигался, закрыл глаза. Конь забеспокоился, подошел к лежащему парню, стал тыкаться теплыми бархатными губами в его лицо, слезы из лошадиных глаз попали на щеки Самата. Аксалу показалось, что с мальчиком случилось что - то плохое. Самат не выдержал, открыл глаза, поднялся, обнял друга, не мог сдержать слез, целовал его морду, просил прощения.
Наступила зима. В ауле празднуют свадьбу. Соседи по аулу выдают замуж дочь и просят Камиля дать своего коня – красавца. Аксала и соседскую рыжую кобылу Звездочку наряжают: в хвосты и гривы вплетают разноцветные яркие ленты, к ушам привязывают платочки с оборочками, на дугу подвешивают медные колокольчики, через седло перебрасывают узорчатый цветной палас. Управляет повозкой Муртаза. Звучит веселый наигрыш – музыкант играет на баяне башкирские национальные мелодии. Молодые – нарядные жених с невестой и дружкой садятся в тарантас и лошади везут их по заснеженной дороге. За ними мчатся сваты, джигиты, ребятня на лошадях, запряженных пятью телегами. Из – под копыт вихрем взвивается снежная пыль.
Аксал не только лучший конь на праздниках, он еще и работяга, первый помощник в хозяйстве. На нем пашут землю, перевозят грузы и урожаи. Лошадь живет в любви, заботе, чувствует внимание со стороны хозяев.
Меняются времена, наступает 1931 год. Как и по всей стране, в ауле организуют колхоз. Созывают народ на собрание, председатель объявляет о необходимости сдавать свою личную скотину в пользу колхоза. В зале нарастает гул, многие недовольны, но спорить с новой властью не хотят – боятся расправы.
В доме Камиля плачут обе жены – Старшая и Младшая, да и сам хозяин не весел. Жили они своим трудом, держали большое хозяйство – это и скотина, и пахотная земля, на которой выращивали пшеницу. Придется все отдавать в колхоз. Не отдашь добром – все равно отберут, да еще и сошлют в Сибирь. В соседних аулах уже происходило такое. Комок боли застыл в душе Самата, не верится ему , что придется отдать любимого друга в общее стадо. Это равносильно предательству, мальчик просит отца не делать этого. Тот сам не рад, но убеждает сына в необходимости сделать нелегкий шаг ради спасения жизней всех членов семьи.
На следующее утро Самат идет в конюшню, запрягает Аксала, выезжает из дома и в последний раз для того, чтобы свободно покататься на нем по родным просторам. Солнце освещает луга, горы в дымке, по нежно- голубому небу плывут причудливой формы облака. Мальчик и конь чувствуют себя единым целым, они счастливы. Но Самат знает, что расставание близко. Подъезжают к дому, он заводит коня в стойло. Самат прощается с другом, говорит ему теплые слова, целует в морду. Днем того
же дня отец уводит Аксала в колхоз. Все домашние выходят на крыльцо, жены плачут, Камиль, Муртаза и Самат едва сдерживают слезы.
Бегут дни. Неважно живется хозяйским лошадям в общем стаде, похудели, осунулись, ввалились бока. Как-то Самат приходит к колхозной конюшне, протягивает любимому коню кусок хлеба, тот смотрит на него недоверчиво, с обидой, как на чужого. Хлеб нехотя принимает. Конь ведь не человек, не понимает, что близкие люди отдали его в колхоз по принуждению. Аксал расценил это как предательство. Самат очень переживает.
Самату тоже пришлось работать в колхозе. Кормов для лошадей не хватает, часть скота погибает от голода. Выживают только самые сильные. Лошадей не щадят, они работают, как каторжные. Возраст Аксала уже приближается к восемнадцати годам. Однажды мартовским ранним утром по заданию колхоза несколько повозок отправляются за посевным зерном в дальнее село. У Камиля заболела спина, и сыну пришлось подменить отца. В селе телеги нагрузили мешками с зерном сверх меры, лошади еле тащились с грузом. Обратный путь был неблизким, повозкам приходилось преодолевать то длинные равнины, то крутые горы. Вот впереди показалось Бычье взгорье, крутая протяженная гора. До родного села совсем немного осталось, но силы лошадей на исходе. Одна лошадь пала, обессилела, не смогла идти дальше. Мешки с ее телеги распределили между другими четырьмя лошадьми, Аксалу досталось всех больше – три мешка. Дело шло к вечеру, впереди последняя преграда - коварная речка Назияза, которая пересекала болото. Аксакал с грузом шел впереди колонны, управлял подводой хмурый колхозник. Он несколько раз огрел кнутом усталую лошадь, конь из последних сил рванул вперед, передними ногами уперся в берег, а задние ноги с санями вязли в трясине. Лошадь отчаянно пыталась вырваться на берег, ее ржание и крик болью отдавались в душе Самата. Парень шептал: « Ну, еще немножко, Аксал, еще чуть – чуть подтянись». Но конь вконец обессилел. А колхозник исступленно, выкатив глаза, хлестал бедного коня по спине. Жеребец поднялся на дыбы, закричал жалобно и громко, сани гирями тянули вниз. Обессилев, конь завалился на бок. Оглобли треснули и раскололись надвое. Самат с криком: «Держись, Аксал!», слез со своей повозки и бросился к упавшей лошади. Белоснежный конь лежал в липкой коричневой жиже, между белых, стиснутых лошадиных зубов алела кровь. Самат распустил супонь, чтобы ослабить хомут. Но было понятно, что конь погибает. Парень подложил под его голову ладони. Конь был еще жив, несколько мгновений глаза в глаза смотрели друг другу
человек и лошадь, сознавая, что скоро смерть одного из них разлучит их навсегда. Самат заплакал: «Прости меня, мой Аксал», прижался лицом к морде лошади. Глаза Аксала потускнели, и Самат закрыл их рукой. Плача, похоронил друга, как человека, на крутом берегу реки, откуда было хорошо видно родные просторы, по которым они вместе любили кататься…
Прошло много лет. Самат стал взрослым, давно живет и работает в городе. Приехал в родное село. Прошел по улицам, где когда – то бегал с ребятами. Увидел дом, в котором вырос и провел годы детства. Там уже живут другие люди. А потом пришел на берег реки, где покоился его лучший друг – белоснежный конь Аксал. Самат стал рассказывать о своей жизни, будто конь мог услышать его. Он вспоминал лучшие моменты детства, юности, на глаза невольно наворачивались слезы. Мужчина смотрел на изгибы реки, на луга, на горы вдали, на облака. И Самату показалось, что одно облако очертаниями напоминает фигуру мальчика, скачущего на белоснежном крылатом скакуне…
Конец фильма
Вот такой сценарий я бы предложила продюсерам. Я старалась соблюдать хронологию событий, изложенных в рассказе Мустая Карима, но кое – что придумала сама. Я дала имена главным героям – мальчику и его отцу. Еще я придумала эпизод прощания Самата с Аксалом перед тем, как коня отдадут в колхозное стадо. Мне кажется, эта сцена подчеркнула бы горечь расставания двух друзей. Красота природы, единение человека и лошади создала бы у зрителей ощущение свободы, порыва двух любящих сердец. Контрастом позже выступит тяжелая неволя Аксала в колхозном стаде. И еще я попробовала сочинить финальную сцену фильма. Получился своеобразный мостик - связка, соединяющий начало фильма, когда главный герой еще маленький и финал, когда он уже состоявшийся человек. Но ничего не умирает – любовь, дружба, внутренняя свобода героев. Образ облака выступает символом вечной красоты и любви. И я думаю, что необыкновенный рассказ писателя Мустая Карима тому подтверждение. Писателя уже нет с нами, но он живет в произведениях, написанных его рукой, и они заставляют нас сопереживать, плакать, радоваться вместе с героями его историй…



Хотелось бы закончить нашу работу невероятно красивым стихотворением Равиля Тухватовича Бикбаева.
Народный поэт Республики Башкортостан. Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, член-корреспондент АН РБ. Заслуженный деятель культуры ЧР, Почётный гражданин г. Уфы.

Made on
Tilda