Алгыс тылынан саҕаламмыт литература

Якутская литература
Возникновение и начало распространения письменности на якутском языке...
Возникновение и начало распространения письменности на якутском языке относится к концу XVII в. и связано с деятельностью русских миссионеров. Всего до 1917 на якутском языке было издано более 40 книг. Решающую роль в возникновении якутской художественной литературы сыграла книга О.Н. Бётлингка «О языке якутов» (1851), в которой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я. Уваровского (1800—61). Это автобиографическое сочинение стало первым памятником художественной прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирические отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзажные и портретные зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат образными выражениями, почерпнутыми из якутской речи, их автор записал образцы фольклора, в частности, текст олонхо (героического эпоса).

Помимо фольклора на становление якутской художественной словесности оказала влияние русская литература, в частности, произведения писателей-декабристов, И.А. Гончарова, В.Г. Короленко, В. Серошевского и других о жизни народа саха в XIX в.

К началу ХХ в. относится начало творчества основоположников якутской литературы — А.Е. Кулаковского, В.В. Никифорова, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева. Выдающийся поэт и прозаик, фольклорист и этнограф А.Е. Кулаковский в это время создает свои главные художественные произведения, показав образцы творческого использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900), признанное первым художественным произведением якутской литературы, поэма «Сновидения шамана» (1910), в форме шаманского пророчества выразившая социальную проблематику, другие сочинения, связанные с национальными фольклорными традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е. Кулаковского распространялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова.
Драма В.В. Никифорова «Манчаары түөкүн»...
Драма В.В. Никифорова «Манчаары түөкүн» («Разбойник Манчары», 1906), опубликованная в 1912 и сразу переведенная на русском языке, многие годы затем ставилась на сценах Якутска и в улусах и оказала значительное влияние не только на драматургию, но и на все жанры якутской литературы. В этой пьесе впервые воплощен легендарный образ благородного разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной системе якутской литературы. В начале ХХ в. популярностью пользовались и драмы А.И. Софронова: «Дьадаҥы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914), «Таптал» («Любовь», 1915—16), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традициям А.Н. Островского, А.И. Софронов разработал основные принципы якутской драматургии. Н.Д. Неустроев первым в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. К 1915 относится первый написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и другие рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором.

С 1917 начинается новый этап развития истории якутской литературы. Основоположником якутской советской литературы стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П. Ойунский (П.А. Слепцов). Он создает ряд стихов революционного и лирического содержания, некоторые из них стали популярными песнями («Власть Советам»), создает драматическую поэму «Красный шаман» (1917 г., 2-я редакция 1925 г.), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения применительно к якутскому поэтическому языку. В поэзии и прозе П. Ойунского соединились фольклоризм, романтическая стилистика и острая социальная проблематика. Использование фольклорных форм в произведениях становится общей особенностью многих произведений, созданных в 1920—30-е гг. Основной тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критическое осмысление дореволюционного прошлого, критика шаманизма и религиозных взглядов, пропаганда образования, интернациональной солидарности с другими народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р. Кулачикова-Элляя, А.А. Иванова-Кюндэ, А. Кудрина-Абагинского, С.С. Яковлева (Э. Эристин), К. Сокольникова, С.А. Саввина (К. Джирибинэ), Н.Е. Мординова, Н.Д. Неустроева составили ядро якутской литературы. Создание Союза советских писателей в 1934 повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «социального реализма». В поэмах М. Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932), С. Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930), драмах А. Аччыгыйа «Человек» (1938), «От колонии к коммуне» (1932), произведениях П. Ойунского, П. Туласынова, И. Винокурова-Чагылгана, Д.К. Сивцева (С. Омоллон), С. Ефремова и другие создавались образы строителей социализма. В это время в связи с усилением идеологизации литературы, характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика.
В годы Великой Отечественной войны...
В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народного творчества, на лирику оказывают влияние фольклорные жанры благословения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якутских героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева-Терешкина, Т. Сметанина, С. Васильева и др. пользовались огромной популярностью. Значительными достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942), А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й вариант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детективный жанр (Дм. Таас «Золотой гроб»,1941-42).Заметным явлением в драматургии военного времени стали пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943) С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла.

После войны якутская поэзия обогатилась новыми поэтическими сборниками С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачикова-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывших солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ручей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народного хозяйства, возвращения к мирной жизни затронута в произведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатирической поэзии, детской литературе. Появились первые переводы произведений якутских писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней. Для этого этапа характерно отрицание литературного наследия классиков якутской литературы, особенно репрессированных П. Ойунского, И. Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издавать­ся собрания сочинений А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений.

1960-е гг. стали этапом открытия якутской литературы для общесоюзного читателя. Под руководством С. Данилова проводится активная переводческая деятельность с якутского на языки народов СССР, и произведений писателей других народов страны на якутский язык. Появляются романы в стихах С. Васильева «Младший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого исторического прошлого: 1930-м, 1940—50-м гг. Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефимов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Главные достижения в прозе 1960-х гг. связаны с именами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сыромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется историческое прошлое. Особенно заметно обогащение жанра рассказа, создаются миниатюрные юмористические произведения (Н. Габышев). Якутская литература художественно отразила перемены во всех сферах общественной жизни: в сельском хозяйстве («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый поток» якутского прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова).
В 1970—80-е гг. появляются романы...
В 1970—80-е гг. появляются романы П. Аввакумова, В. Протодьяконова- Кулантая, В. Соловьева (Б. Боотур), Л. Попова; среди них — несколько дилогий, трилогий. Возникает жанр фантастики (Г. Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е. Неймохов, Н. Борисов-Уус развивают детективный жанр. Для драматургии 1960—70-х гг. характерен интерес к социальным процессам современности (реорганизация села, становление промышленности). Социальной тематике посвящены пьесы Л. Габышева, Л. Попова, С. Ефремова, И. Гоголева, А. Аччыгыйа и другие. Особенно популярны пьесы И. Гоголева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанром пьесы-сказки, трагикомедией, драмой, притчей, сатирических комедией. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964). На исторические темы созданы пьесы и драмы С. Данилова, Н. Лугинова, И. Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С. Ермолаева (С. Екер), В. Васильева- Харысхал. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С. Ермолаева.

Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993), трилогия Н. Лугинова «По велению Чингис­хана» (1997—2005). В области документальных повести и романа создали новые произведения И. Федосеев, Г. Борисов, В. Яковлев-Далан. Роман И. Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993) обозначил наступление нового этапа в якутской литературе, связанного с раскрытием суровой правды как прошлых лет, так и современной действительности. Его роман «Третий глаз» (1999), отличающийся мифологизированным восприятием прошлого, в 2005 г. издан на немецком языке. По мнению исследователей, он совершил творческий прорыв в романном мышлении.Особым лиризмом отличаются стихи В. Потаповой, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа, О. Корякиной- Умсууры, В. Петровой-Венеры.
Н.Н. Тобуроков

доктор филологических наук, профессор

Главными особенностями литературной жизни Якутии с самого начала ее зарождения являются постоянная живая связь с богатыми фольклорными традициями и такое же постоянное активное стремление к освоению художественных норм русской культуры. Истина прошедшего столетия заключается в данном ракурсе в том, что творчество писателей заложило устойчивые литературные традиции. А накопленный за целый век самобытный опыт, сохраняющий реальные тенденции к развитию, переходит на качественно новый уровень в ХХI веке.
Прасковья Сивцева-Максимова
профессор, доктор филологических наук
Страницы истории якутской литературы
Основоположники Якутской литературы
Подробнее
Первая конференция писателей Якутии
Подробнее
В годы репрессий

Подробнее
Писатели-фронтовики

Подробнее
Современная якутская литература
Подробнее
Писатели Олёкмы

Подробнее
Основоположники якутской литературы
Народные писатели Якутии
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Leo
Photo by Lea
Photo by Paul
Photo by Oliver
Photo by Alex
Photo by Fabrice
Photo by Arnaud
Photo by Adam
Photo by Leopold
Photo by Katie
Photo by Tiana
Авторы
Уйгурова Раиса Иннокентьевна
Менеджер
Маркин Айтал
Юрьевич
Разработчик
Егорова Куннэй
Алексеевна
Дизайнер
Наши контакты
abaga.media@gmail.com
Адрес: 678109 Республика Саха (Якутия), Олёкминск район, с.Абага, ул.Школьная 1
МБОУ "Абагинская СОШ им. А.Г. Кудрина-Абагинского"
Made on
Tilda